Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Забытая миссия патриарха Тихона

29 января 2015 4 мин.

«Каждый храм в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан призван стать участником миссии», — такие слова сказал Святейший Патриарх Кирилл на прошедшем в ноябре 2014 года V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви миссия определяется как «деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения», а целью ее является «созидание евхаристических общин „до края земли“ (Деян. 1, 8)». Но в той же Концепции обозначено: «Православные христиане по своей вере, обычаям и традиции терпимы… к иным культурам и религиозным убеждениям». Кажущееся противоречие — «распространить до края земли» и «быть терпимыми к иным религиям» — на самом деле являет разные грани дела, названного на упомянутом съезде «главной темой Церкви». Быть настойчивыми или терпимыми, неуспокоенными или мирными — в разных ситуациях, временах и местностях миссионеры проявляли и те, и другие качества. Патриарх Тихон в бытность свою епископом Алеутским и Аляскинским был настойчив и даже «агрессивен» в своей проповеди северным народам.

Приходил к нам Алютухта

С севера на юг и с запада на восток на лодках, на собаках, на лошадях исколесил епископ Тихон Североамериканский материк. В много­дневной дороге он изучал язык, местные традиции и нравы населения. Эти опасные поездки не были похожи на путешествия. В письме архиепископу Флавиану (Городецкому) владыка сообщал: «Конечно, в дороге лишений приходилось испытывать достаточно: раз даже спал на пароходе на углях, разостлав рясу. Ездил я четыре месяца, проездил 24 тысячи верст с лишком, а все же самые дальние места остались до будущего года» (А. Попов. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898–1904 гг.). Зачастую путь проходил по болотам, местности пустынной и дикой, где обитали только звери и нещадно жалящий гнус.

В далеких путешествиях епископ Тихон совершал Литургию нередко один, в апостольской простоте. Бывало, что вместо колоколов верующих созывали на молитву ружейные залпы. Однажды во время дождливых поездок по бездорожью святитель выпал из телеги. Многочисленные ушибы и вывихнутая нога долго напоминали благодушно переносящему физическую боль владыке о «прелести дорог».

Однако с какой радостью и благодарностью встречали пастырское благословение обитатели этих мест! «Приходил к нам Алютухта („владыка“ в языках юпикской группы эскимосско-­алеутской семьи. — Прим. авт.), — вспоминали очевидцы, — жил с нами в бараборе, говорил с детьми и питался нашей пищей» («Американский Православный Вестник», № 5, 1900). Владыка был лишен брезгливости и не гнушался заходить в грязные и бедные жилища туземцев. Исповедовал болящих и не боялся заразиться: в суровом холодном климате он практически не болел. Выносливость его, терпеливость и скромность вызывали у паствы чувство преданности и уважения.

Как всё начиналось

Нельзя сказать, что епископу Тихону, прибывшему в Северную Америку в 1898 году, пришлось начинать миссию с нуля. В предыдущие сто лет с вестью о христианстве там побывали валаамские монахи. Дело их в разное время продолжили епископы Иннокентий (Вениаминов) и Николай (Зиоров). Ко времени приезда епископа Тихона епархия делилась на две большие части: Алеутские острова и Аляску и Восточные штаты. Тихому скромному владыке, считавшему себя непригодным к миссионерской деятельности, предстояло проповедовать слово Божие на огромной территории. Разнообразную по составу паству (индейцы, эскимосы, алеуты, греки, славяне — всего около сорока тысяч верующих) нужно было собрать в полноценные приходы. Но прежде надлежало преодолеть два серьезных препятствия.

Первое было связано с тем, что паства буквально «расхищалась» инославными миссиями. После того как Россия продала Аляску Соединенным Штатам, сюда хлынули проповедники множества конфессий. «Раздачею муки, рыбы, чая и табаку они заманивают к себе туземцев, которые, подобно Исаву, продают за пищу свое первородство», — писал владыка (М. А. Вострышев. Патриарх Тихон). Второй проблемой явилась нехватка священников. Владыка Тихон решил, что будет готовить их не в России, а в Америке — из людей, которые выросли в этих краях: «Как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с азов свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковных дел. Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, всё же не все считают их родными». Через некоторое время владыке удалось преобразовать миссионерскую школу в Миннеаполисе в духовную семинарию и создать подготовительное духовное училище в Кливленде.

Поместная Церковь

Среди гор и лесов Пенсильвании летом 1905 года началось строительство первого на Американском континенте православного монастыря. Спустя год архипастырь Тихон освятил в честь святого Тихона Задонского скромную обитель, которая впоследствии стала оплотом православия и для местных американцев, и для эмигрантов.

С особым вниманием владыка занимался переустройством епархиального управления. Он инициировал преобразование Северо-Американской епархии в экзархат Русской Церкви в Северной Америке. Такое решение было вызвано желанием сохранить многонациональный характер православных церквей при окормлении их из единого духовного центра. «При архиепископе Тихоне, — вспоминал один из современников, — все были объединены общностью положений, интересов, чувств и мыслей. В миссии господствовало блаженство мира, согласия, дружбы и любви» («Американский Православный Вестник», № 18, 1900).

Работа, проделанная епископом Тихоном за время правления епархией, была огромна. Святейший Синод отказал в выдаче субсидий, финансирование собиралось с миру по нитке, но это не помешало расцвести и подняться приходам — их число выросло с 15 до 75. В православие из униатов перешли несколько тысяч человек. Построено множество храмов, семинария, школы, приюты. Организованы Братство Нью-Йоркской церкви и Кресто-Воздвиженский союз сестер милосердия. На английский язык переведены основные богослужебные книги. И эти переводы владыка Тихон лично корректировал. Сам владыка служил на трех языках — греческом, церковно-славянском и английском.

За девять лет служения владыки епархия де-факто превратилась в полноценную поместную Церковь, многонациональная паства которой общим числом составляла около полумиллиона человек. Через восемьдесят лет Американская Православная Церковь прославила святителя Тихона как «просветителя Северной Америки».

Радостью и светом

Перед возвращением в Россию архиепископ Тихон сказал в Нью-Йорке знаменательную речь. В ней прозвучала искренняя благодарность пастве и той, казалось бы, чужеродной земле, которая для многих явилась Родиной, дала приют, работу и достаток и не воспрепятствовала проповедовать правую веру: «Зажегши свечу, не ставят ее под спудом. Не для того возжен свет веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир, проповедуйте Евангелие всей твари, „научите все народы“ своим духовным богатствам. Радостью и светом мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ…» (М. И. Вострышев. Патриарх Тихон).

Жанна Сизова

Журнал "Вода Живая"/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив