Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Задача каждого христианина

10 марта 2014 6 мин.

Таинство Крещения — важный шаг человека, решившего следовать за Христом. А в пути часто бывает нелегко, особенно если путник совершенно не подготовлен… Православная Церковь в качестве помощи предлагает оглашение — ряд бесед и наставлений тем, кто готовится приступить к святому Таинству и ответственно войти в жизнь Церкви. Огласительные беседы стали не только помощью, но и необходимостью, а для кого-то даже камнем преткновения. В интервью с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Сергеевым мы пытаемся выяснить, что такое огласительные беседы, для чего и для кого они нужны.

— Отец Игорь, расскажите, в чем заключается смысл огласительных бесед?

— В Священном Писании сказано: Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Человек, приходящий к Господу, должен веровать, что Он существует, что исполняющий Его волю будет вознагражден. И подходя к Таинству Крещения, человек должен знать, Кому будет молиться. У человека, по учению Церкви, есть три силы души: разум, воля и чувства. Всякое действие, угодное или неугодное Богу, начинается с мысли. В первую очередь, огласительные беседы — попытка помочь людям прийти к правильным мыслям, чтобы совершать правильные, богоугодные поступки и достичь спасения. Христос дал нам возможность достижения Царства Божия, средства для оздоровления души, для того, чтобы мы могли идти за Ним. Человек должен научиться использовать эти духовные дары и прийти к сознательной духовной жизни.

– 27 декабря 2011 года определением Священного Синода утвержден документ «О религиозном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», который определяет катехизацию как содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном вхождении в Церковь. А 3 апреля 2013 года появилось распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действующее на приходах епархии г. Москвы, о минимальных требованиях к оглашению взрослых и детей старше 7 лет, желающих принять Крещение, также родителей и восприемников детей младше 7 лет. Как Вы думаете, в связи с чем приняты подобные документы?

— Перед нами уникальная историческая ситуация, напоминающая ситуацию, когда святой равноапостольный князь Владимир крестил киевлян, а они горько сожалели о погубленных идолах, утраченных обрядах, к которым были привязаны на протяжении веков. Так в 1990-е и 2000-е годы многие люди приняли Крещение, не понимая смысла христианской жизни и самого Таинства, которое не меняет жизнь человека, если принято без веры. Для них это был некий торжественный ритуал. Несмотря на то что наша страна наполнена крещеными людьми, многие из них не ходят в храм и не способны оценить себя по заповедям, так как не знают их и не стремятся узнать. А любящий Христа исполняет Его заповеди. Формально крещеного человека можно сравнить с сухой веткой, которая вроде бы есть на дереве, но никаких соков жизни в себе не имеет и плодов не приносит.

Что же касается принятия подобных документов, то это обусловлено надеждой, что, пройдя беседы, узнав о духовной жизни, человек серьезнее отнесется к Таинству. Если крестные, родители крещаемых узнают, что такое духовная жизнь, христианское мировоззрение, и научат этому детей, то это принесет плоды и для нашей страны, и для всей Церкви.

— Нередко случается, что человек, приняв Крещение, на этом останавливается и не желает продолжать свой путь. Почему?

— Человека связывают страсти и сознательно совершенные грехи, в которых он не хочет каяться, продолжая с ними жить. А чтобы прийти в храм, нужно преодолеть себя, свои страстные самооправдания. Кроме того, человек, не участвующий в богослужениях, не знает той радости и пользы, которую дает встреча с Богом. Чтобы это понять, нужно просто прийти в храм. В данном случае огласительные беседы должны способствовать осознанному восприятию Таинства Крещения, дальнейшему воцерковлению и спасению.

— Существовала ли раньше практика подготовки к принятию Таинства Крещения?

— С первых веков христианства апостолы выполняли заповедь Христа: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20). Этот труд начат апостолами, и священнослужители его продолжают. В этом им могут помочь благочестивые миряне. Человек, ищущий Истину, должен получить поддержку, ответы на вопросы. Поддержка и воцерковление человека, стремящегося быть ближе к Христу, — задача не только священника, но и каждого христианина.

В IV–V веках желающих присоединиться к Церкви стало довольно много, поэтому были введены огласительные беседы. Появились огласительные училища, где христианской вере учили в течение нескольких месяцев и даже лет. Во времена гонений на Церковь подготовка к Таинству сокращалась, ведь была нужна решимость, готовность стать мучеником.

Первоначально крестные были нужны для взрослых. В эпоху гонений христианская община собиралась для богослужения тайно. Желающий креститься рисковал и сам быть казненным за веру, и подвергнуть страданию участников общины. У крещаемого должен был быть поручитель, который помог бы ему на духовном пути и подготовил бы к принятию Таинства. Постепенно эта практика ушла, так как все чаще стали крестить младенцев. Считалось, что взрослые — сознательные христиане — сами обучат своих детей, но в наши дни такая надежда неоправданна, поэтому практика проведения огласительных бесед возрождается.

— Как проходят беседы в Свято-Троицком соборе?

— В нашем храме перед Таинством проводится две беседы, длящиеся около часа. Вводные беседы начинаются в 13:00 в воскресенье. На первой я рассказываю об их необходимости, об истории отношений людей с Богом и природе Церкви, о препятствиях, которые могут возникнуть на пути к Таинству. Часто к Крещению люди приходят по легкомыслию, мирским причинам. Одна из них — суеверный страх, боязнь колдовства. Также знакомлю с догматами и даю задание по книге «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского.

На второй беседе я касаюсь практической стороны жизни христианина: к чему стремиться, чего избегать. Говорю о Таинствах, о том, из чего складывается жизненный крест, который несет верующий. Крестным стараюсь объяснить, что их пример очень важен для крещаемых. Во время Таинства крестные обещают верность Господу, обещают, что ребенок получит христианское воспитание. Но за годы своего служения сознательных крестных я встретил всего несколько человек. Обычно люди приходят на беседы, как на отбывание повинности. В связи с этим я критично отношусь к тому, что будущим крестным необходимо немедленно исповедаться и причаститься, на чем иногда настаивают в некоторых храмах. Участие в этих Таинствах — норма духовной жизни, но подталкивать к ним людей, которые еле выдерживают огласительные беседы, грех.

К родителям следует отнестись максимально разумно и мягко, но настойчиво, ведь они являются гарантами христианского воспитания ребенка. Если родители привязаны к тяжким грехам и не стремятся исправиться, то это препятствие для Крещения ребенка. Даже самый золотой крестный не в силах изменить атмосферу, в которой проходит воспитание. Организуя беседы, нужно помнить, что чрезмерный объем информации может дать отрицательный результат, особенно если человек изначально не преодолел каких-то сомнений. Над практикой бесед нужно работать постоянно.

— Что нужно для подготовки к участию в Таинстве?

— Бывает, что сами крещаемые, их крестные или родители живут духовной жизнью, соблюдают посты и молятся. В этом случае беседы не нужны. Грустно, если крещаемые никогда ничего не слышали о Христе, не читали Евангелие. Для них хорошей подготовкой будет чтение Нового Завета, на мой взгляд, неплохо было бы начать посещать воскресную Литургию, ведь это встреча с Богом. Если говорить о самостоятельной работе, то раньше перед святым Таинством люди постились и молились. Это замечательная практика, но ее нельзя навязывать. Также тем, кто старше семи лет, перед принятием Крещения нужно пройти исповедальную беседу, принести покаяние. Покаянное чувство — важный этап подготовки к жизни во Христе. Лишь осознавая свои грехи и недостатки, человек принимает исцеляющую силу Божию. Чтобы подготовиться к исповедальной беседе, взрослым я советую почитать книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

Конечно, огласительные беседы больше нацелены на ум, а подготовка должна быть всесторонней. Разум нужно наполнить правильными понятиями, разрешить вероучительные сомнения. Но и волю необходимо тренировать. Человеку нужно помочь сделать первые шаги, направить, чтобы он уклонялся от плохого, стремился к хорошему, помочь ему в молитвенном труде, аскетических упражнениях, в воспитании чувств.

На мой взгляд, для совершения первых шагов взрослому человеку нужен минимум месяц. Но как это осуществить на практике? На каждом приходе свой подход. Святитель Николай Японский писал о том, что нередко люди, тщательно и усердно готовившиеся к Таинству, после Крещения удалялись от христианской жизни. Поэтому сколько бы мы ни старались, мы лишь сеем, а прорастить зерно может только Господь при участии самого человека. Но когда это произойдет? Это тайна отношений Бога и человека.

Беседовала Дарья Хохлова

Сайт Покровской епархии/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив